Интерьер как инструмент продаж – мое открытие и бескрайнее поле для исследования.

9 Октября 2015

Расскажу немного о своих мыслях, интересах, последних наработках в дизайне, который я выделяю как отдельное направление работы. Это коммерческий дизайн – интерьеры, несущие в себе не только комфорт и эстетику, но напрямую влияющие на бизнес. Последние пару лет для меня – это активное изучение именно этого направления. И изучая, анализируя общественные интерьеры различного формата и толка я увидела эту тему глубже, чем просто дизайн. Снова в успешных заведениях я обнаружила и ранее близкое мне понятие концепции как осевого элемента. И, на мой взгляд, именно в коммерческих интерьерах концепция становится фундаментом успеха. Это, говоря языком бизнеса, и уникальное торговое предложение, и отстройка от конкурентов, и верное сегментирование, и трансляция бизнес-идеи клиенту через визуальные образы. И это куда более сильный инструмент, чем может показаться на первый взгляд. Это то, чем прошит весь проект: идеи, интерьер, товар или услуга, формат, обслуживание, отношение к клиенту и т.д. И именно на уровне концепции в проект закладывается (или не закладывается) успех. Это не академические знания, а мое личное видение структуры бизнес-проекта. Но я вижу тысячи подтверждений этому, изучая основы маркетинга, ресторации, общаясь с собственниками. Визуально я представляю концепцию как вертикальную ось, стержень, на который нанизываются уровни бизнес-проекта: статистическая целесообразность (маркетинговые исследования: местоположение, целевая аудитория, конкуренты и т.д.), учет потребностей клиента, эргономика пространства, направленная как на комфорт клиента, так и на удобство обслуживания, эстетика (интерьер, фирменный стиль), создание точек монетизации, грамотное финансовое планирование, формирование и подбор команды, создание и внедрение политики обслуживания, стандартизация качества рабочего процесса, реклама и продвижение, привлечение целевой аудитории, формирование юридически-грамотного пространства, создание управленческого аппарата и, безусловно, личность человека, за плечами которого будет стоять весь проект - собственника. Пожалуй, призмой его взгляда и ценностей пропитывается весь бизнес-проект в любом случае, он – хозяин и ключевая фигура. Но концепция – это тоже призма, задающая вектор и, одновременно рамки проекта. С ней все уровни естественным образом имеют одно направление и один коридор рамок. А без нее – могут быть не связаны между собой, иметь противоречия, быть расплывчатыми или вовсе упущены из виду. Хотите пример? Пожалуйста!
Например, кафе (реальный случай). Интерьер – простой и консервативный, скорее всего – без привлечения дизайнеров. Место – проходное, но основной поток – посетители крытого рынка эконом.категории, находящегося по соседству и служащие офисов большого бизнес-центра, также находящегося рядом. Кухня – отличная, ресторанного типа. Средний чек – очень средний, я бы даже сказала довольно низкий для такого уровня кухни, почти претендующей на эксклюзив. Политика обслуживания – просто отсутствует. Не в смысле, что обслуживание хуже некуда, нет, персонал в меру доброжелательный, но каждый по-своему действует, исходя из личных соображений. Уровень результативности – низкодоходный. И это наглядный пример отсутствия концепции и разрозненности уровней. В данном случае либо высокая кухня неуместна, либо все остальное не дотягивает до ее уровня.
Еще пример. Магазин (тоже реальный случай). Интерьер – бутиковый, интересный, профессионально спроектированный и исполненный. Товар (детские товары) – уровня «масс-маркет». Позиционирование – красиво и доступно. Политика обслуживания – когда в зале работает хозяйка, качество обслуживания высокое, но когда работают продавцы – снова кто как сам считает нужным. Реклама – точечно-массовая. Уровень результативности – убыточный. Снова отсутствие концепции: пугающий, необоснованно дорогой интерьер, отсутствие комплексной рекламы и стандартов работы с клиентом.
В общем, если в нескольких словах, то посыл мой таков: успех невозможен без концепции. Или так: концепция – основа успеха. Убедила?
Теперь встает второй вопрос: кто должен эту концепцию придумывать? Обычно она либо рождается в голове собственника и держится на его личной харизме, либо ее нет вовсе. Но, оказывается, есть еще один вариант – обратиться к профессионалам. И вот я почувствовала в себе силы назвать себя мастером по созданию коммерческой концепции. Именно так я смотрю на интерьер. Красивая картинка – не самоцель! Мой подход – красивая картинка в контексте бизнес-проекта. Интерьер – как инструмент продаж, инструмент успеха. И базовое понимание бизнес-процессов как таковых, основ старт-апа и ребрендинга, знание психологии продаж, а также моя личная эмпатия (интуитивно-профессиональное чувствование потребностей клиента) и тяга к глобализации и созданию систем дают определенные успехи, которыми хочется делиться.
За последние полгода мы создали 2 таких проекта, начиная с концепции, прошлись по всем креативным составляющим от нэйминга до концепции обслуживания, от уникальных якорей-идей до медиа-плана. На очереди – реализация, запуск рекламной компании и первые результаты. И я думаю, что эти проекты станут яркими и сильными заведениями Томска.
По коммерческим соображениям они пока не выкладываются в портфолио (хотя скоро уже настанет этап публикации). Пока это только проекты. Но они принципиально отличаются от того, что мы делали раньше – за интерьером стоит аналитика, системность и общие концептуальные данные, связывающие все воедино.
Занятно, что в таком контексте дизайну интерьера тоже отводится очень важная роль – фактически она становится УПАКОВКОЙ всего бизнеса в целом. В визуальный образ входит все от идеи до идентификации целевой аудиторией. И в таком тандеме «Концепция – Дизайн» они работают друг на друга. Без дизайна – хорошая идея и грамотная концепция могут быть просто не замечены на современном рынке. И наоборот – в тандеме они работают друг на друга, усиливая бизнес-проект в целом.
И, если Вы находитесь на этапе старт-апа или задумываетесь о ребрендинге, Вам нужен интерьер как двигатель проекта, Вам понятен и близок глубокий системный подход в бизнесе – я готова общаться лично, пока я нахожусь в Томске. Поводом для общения может стать разбор текущей ситуации, где я выступлю дизайн-аналитиком и экспертом.
Внутри такого проектирования много нюансов, фишек и деталей. И они, имея общую основу, все же, очень индивидуальны. Поэтому нет смысла их описывать. Их надо обсуждать предметно и лично. Обычно даже одна встреча уже расставляет многое на места и проясняет дальнейшие действия.
Повторюсь, в Томске я буду до конца августа, поэтому если для кого-то эта тема актуальна – надо встречаться!

Возврат к списку